Дэвид Боуи: «Кафе Обломов» 1996 года, разговор с Артемием Кивовичем Троицким спустя 20 лет; готовящийся новый сборник посмертных релизов DB, первый из которых выйдет в 2017 году; nbounded уже сегодня, а также lady gaga, Madonna, Nirvana с Beck и Лорд.

Больше месяца, как нет, наверное, самого главного музыканта современности, который продолжал коптить небо до 10 января наступившего мрачного года. О нем я решил поговорить с человеком, знавшим Дэвида лично — с Артемием Кивовичем Троицким, изучив все его предыдущие интервью, вышедшие после смерти ДБ. NB! Blog пытался найти интересное, о чем ещё не успели AT расспросить другие журналисты

bowie

NB!: Здравствуйте, Артемий Кивович. До сих пор чертовски печально, что уехал куда-то к Джимму Моррисону и Лу Риду наш любимый музыкант. Более того, который был ещё и вашим знакомым. Несколько вопросов, с вашего позволения, в основном об отношениях Дэвида Боуи с нашей страной и их взаимным влиянием друг на друга (не зря же он притащил Игги Попа на его день рождения прямо в пучину серого неба генералиссимуса Брежнего). Он мог наблюдать (и, я уверен, что наблюдал), как менялась страна с Брежневского периода по нынешний — Путинский (хотелось бы не ставить в интервью с вами о великом музыканте фамилию президента, но ничего не поделаешь — Стардаст улетел, а наш президент пока не собирается, но верится отчего-то, что когда-нибудь я забуду его фамилию навсегда).

AT: Добрый вечер, Никита. Спасибо за вопросы!

NB!: Если позволите, начну с цитаты Дэвида: «Я БЫЛ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ, кто узнал о Чернобыле – за пределами России, конечно. Мы тогда записывали альбом в Швейцарии. Был приятный апрельский вечер, и все вывалили на лужайку перед студией. Перед нами были Альпы и озеро, и тут наш звукорежиссер, который остался в студии и слушал радио, закричал: «В России творится какой-то пиздец!» Выяснилось, что он поймал какую-то швейцарскую радиостанцию, а те, в свою очередь, поймали какую-то норвежскую волну. Норвежцы пытались до кого-нибудь докричаться. Они рассказывали, что со стороны России движутся огромные облака, и это не просто дождевые тучи. Собственно, это было первое известие о Чернобыле. Я позвонил знакомому журналисту в Лондон, но он не слышал ни о чем подобном – Чернобыль попал в главные новости лишь через несколько часов. Я помню, что это было очень странное чувство: осознавать, что ты один из немногих, кто знает о том, какая угроза повисла над планетой.», — из правил жизни Дэвида Боуи в русском esquire. По цитатете Дэвида его волновала произошедшая катастрофа. Есть ли у него песня, которая посвящена аварии на ЧАЭС? Я, увы, найти не смог. Может поможете вы?

AT: Про Чернобыль от Боуи никогда ничего не слышал, но история правдоподобная. В отличие от большинства музыкантов, людей туповатых и замкнутых в бермудском треугольнике «секс — алкоголь/наркотики — музыка», он очень интересовался наукой, технологиями и вообще Будущим. А Чернобыль — это такая антиутопия, вполне в его стиле. Альбом «Outside», например.

NB!: Артемий Кивович, хочется узнать у вас — ведь вы лично познакомились с Боуи в 1991 году, а с Россией Боуи познакомился много ранее — в 70-ых — у него состоялось тогда целых две поездки в СССР, причем одна с Игги. И по его письмам своему PR-менеджеру Шерри-Ванилле складывается целый невероятный рассказ о путешествии Дэвида по Империи Зла. Разговаривали ли вы с ним о переменах, которые происходили в тот момент (имеется ввиду 1991) в России, волновали ли его они, и были ли какие-нибудь фантазии о том, как изменятся люди, русский мир (в адекватном понимании этой сентенции), ну и конечно музыка!

AT: Вообще, русскую литературу и искусство ДБ знал хорошо: авангард, революционное искусство, тоталитарный период: Бубновый Валет, футуристы, Булгаков. К русской музыке ДБ вяло пытался приобщить Ино, который в то время Россией слегка увлёкся и даже записал Звуки Му. Я — даже не пытался, зная, что ДБ — человек взыскательный, а ничего выдающегося в нашей музыке после Стравинского, Прокофьева и Шостаковича (которых Боуи и так прекрасно знал) не было.

NB!:Не забывается момент, как massive attack исполнили «Печаль моя светла» Янки Дягилевой. Мог ли что-нибудь из русской музыки спеть Дэвид когда-нибудь – может хотел и говорил вам?

AT: Если бы он знал русский язык, то, думаю, оценил бы Башлачёва; если бы были адекватные записи — возможно, обратил бы внимание на Курёхина… А так — какой смысл слушать дурные копии самого себя? Ещё, я думаю, ему бы понравилась молодая Агузарова.

NB!: Мне кажется, что Мумий Тролль очень часто запрыгивал на ниву текстов о космосе. «Инопланетный гость», «Лунные девицы», «Черная дыра» и прочее. Лично мне хорошо чувствуется влияние Боуи с его space oddity и Элтона Джона с его rocketman. А какие русские группы, на ваш взгляд, или исполнители больше всего оказались подвержены влиянию Боуи?

AT: Весь наш new wave, от Питера до Владивостока, испытал сильнейшее влияние Боуи. По психотипу ближе всех к нему, несомненно, Лагутенко; в интеллектуальном плане — скорее, Гребенщиков.

NB!:  Только ленивый не прочитал вышеупомянутые письма о путешествиях Дэвида по СССР на поездах, о добрых сибиряках и злых Москвичах (на английском — http://www.bowiewonderworld.com/diaries/diary0873.htm, и на русском с ценными фото в прекрасной работе ЖЖ-блогера Виталия из города Кисловодска —  Но ходит байка, которая то опровергается, то находит контраргументы, что в Кирове во время того первого путешествия Алмазный Пес отравился пирожками и попал в инфекционную больницу. Скажите, Артемий Кивович — это правда? Вы что-нибудь про это знаете? Понимаю, что вопрос дурацкий — но вот Кировчанам-меломанам было бы приятно узнать правду. Или пусть так и останется нелепой, но милой Кировскому Боуиведу легендой?

AT: Про пирожки в Кирове ничего не слышал; думаю, что апокриф.

NB!: Приведу опять две цитаты из драгоценной для меня книги «прошу, убей меня»:

«Джейн Каунти: О Дэвиде Боуи говорили, что он, наверно, гермафродит, все дела, а на самом деле мы увидели волосатого чувака в народном костюме, который сел на табуретку и стал лабать фолк. Мы были так разочарованы… Единственное, что мы могли сказать про него: «Посмотрите на этого пробитого фолкового хиппи!»… Дэвид подпал под наше влияние и начал менять свой имидж. После знакомства с нами он стал грамотно наряжаться. Когда-то я заметила, что Джеки Кертис выбривает себе брови, – и стала делать так же. Дэвид стал выбривать брови вслед за мной. Он начал красить ногти, даже ходил с накрашенными ногтями по ночным клубам, как мы. Дэвид сменил образ, в нем появилась и начала развиваться фриковость.

Ли Чайлдерс: То, что Дэвид Боуи так увлекся персоной Игги, объяснить очень легко. Боуи страстно желал воткнуться в рок-н-ролльную реальность, где жил Игги и куда никак не мог попасть сам Боуи. Он же обычный студент-гуманитарий из Южного Лондона. А Игги – настоящее детройтское отребье. И Дэвид понимал, что никогда не сможет постичь того, что Игги носит в себе с рождения. Поэтому он решил попробовать это купить.»

Лу Рид, Игги, Ричард Хэлл и Энди Уорхол, можно сказать, сделали из Боуи, того, кто закончил свой творческий и жизненный путь красивее всех музыкантов на моей памяти — альбомом Blackstar в свой 69 День Рождения (кстати, возраст, в котором не менее мужественно и громко ушел другой замечательный человек Хантер Томпсон). Согласны?

AT: НьюЙоркские панки «сделали Боуи»? В очень небольшой степени. Дэвид был невероятно пытлив; его влекло всё новое и, желательно, небанальное. Он был модом, потом хиппи, потом глэм-панком — это были просто стадии его эволюции, жизненные приключения и эксперименты. Потом Ино, Берлин — и ничего общего с Wayne/Jayne County… Большинство артистов, особенно музыкантов — одномерны; Боуи был многомерен.

NB!: И последний вопрос: как вам blackstar? Хорошо расслушали? Какая любимая оказалась?

AT: Blackstar очень понравился; лучший, на мой вкус, его альбом со времени Outside, а может быть, и Lodger. Любимые песни — сама Blackstar и про шлюху. Замечательно, что на прощание Боуи вновь предложил что-то новенькое: фри-джаз с индастриал и псалмами. Буду ждать нового альбома в 17-ом году. Как он всё-таки гениально обустроил свой уход![1]

NB!: Все будем ждать! Спасибо вам за ответы. У меня любимая dollar days – про шлюху, да. Всего вам самого наилучшего.

AT: Счастливо!

Ещё предлагаю посмотреть видео передачи «Кафе обломов», где сам Троицкий берёт интервью у Дэвида в 1996 году.

Из всего, что уже вышло и ещё выйдет за то время, как DB нас покинул:

1.31-ого марта в Карнеги-холле пройдет трибьют-концерт с участием Pixies, Blondie и других.

1-ого апреля такой же концерт будет дан в Радио-сити Мьюзик Холл.

Untitled-2

 

2. А сегодня премьера «InstaMiniSeries» — нового канала, где будут выкладываться эпизодические программы в форме видео Instagram. Прошлой осенью Дэвид Боуи предоставил каналу ранний доступ к своему альбому ★ для ряда визуальных интерпретаций его трэков, названных «РАЗВЯЗАННЫЙ: ★ InstaMiniSeries». 16 эпизодов выйдет всего. Новые эпизоды будут прибывать каждые понедельник, вторник, четверг и пятницу. Смотрите трейлер ниже.

3.Lady Gaga совместно Найлом Роджерсом на нынешней 58 церемонии вручения премий Grammy совершила невероятный по зрелищности перформанс, как посвящение DB.

Вот ролик о создании этого трибьют-шоу:

4. Мадонна перепела Rebel Rebel в  Техасе 12 января:

5. На пре-Грэмми party Бек и остатки Nirvana поют «the man who sold the world»

Мэрлин Мэнсон и Шутер Джениннгс записали кавер-версию “Cat People (Putting Out Fire)”

А вчера на вручении BRIT Awards 2016. Элла Мария Лани Йелич-О’Коннор (более известная как Лорд) исполнила вместе с бандой музыкантов DB «Life on Mars?»


И скорее всего, мы так и не узнаем в третьем сезоне Твин Пикса, что произошло с агентом Филиппом Джефрисом, которого в полном метре-приквеле «Огонь, иди со мной» сыграл Боуи.

Послесловие.
В 2008 году я был на Елагином острове в ЦПКиО на фесте stereoleto. Хэдлайнерами тогда были massive attack. До концерта у нас зрела наивная мечта — зная, что Боуи записал с Бристольцами «nature boy» Нэта Кин Кола как раз примерно в это время, мы робко надеялись, что во всей этой толпе первопроходцев трип-хопа возьмет и выйдет Боуи. Не вышел.
Но мой неунывающий Гриша сказал — Massive attack вернутся, все ему расскажут, как хорошо бывает, и он обязательно посетит Россию. Все сложилось в сто раз хуже. DB больше никуда никогда не приедет.

[1] Речь идет об  информации из daily news. По словам человека, близкого к Боуи, там “длинный список внеплановых музыкальных релизов, что Боуи планировал издать, прежде чем он умер.” Эти релизы, указывает источник, содержат различные вехи творчества DB, но не обязательно будут выпущены в хронологическом порядке. Первый из этих сборников будет в продаже до конца 2017 года.

Оставьте комментарий